Ситуационная осведомленность для транспорта

Группы «Астерос» с 1998 г. реализует проекты по построению ИТ-инфраструктуры и систем безопасности и занимает первые позиции в независимых рейтингах крупнейших интеграторов. «Астерос» участвовал в одном из самых масштабных российских проектов: строительстве инфраструктуры для Зимних Олимпийских игр в Сочи. О высокотехнологичных ИТ-решениях и особенностях обеспечения безопасности в транспортной отрасли рассказывает директор по стратегическому развитию бизнеса группы «Астерос» Ананд Саини, посвятивший проектам по ИТ, ИКТ и безопасности более 15 лет
Ананд Саини
Директор по стратегическому развитию бизнеса группы «Астерос»

– Какие задачи видеонаблюдения стоят перед транспортной отраслью?
– Транспортная отрасль обширна, она включает в себя наземный, подземный и воздушный транспорт. Причем наземный – это и железнодорожный, и автомобильный виды транспорта. Перед каждым из видов стоят разные задачи. Краеугольный камень всей работы – это безопасность пассажиров и перевозок. Например, для метрополитена и железнодорожного транспорта (объединим их в один вид) важен контроль проникновения – люди выходят на рельсы, залезают в тоннели. В метро также востребована защита вентиляционных шахт. Нельзя забывать и о любителях подземной жизни – диггерах. И в метрополитене, и на железнодорожном транспорте необходим подсчет пассажиров – сколько вошло, сколько вышло, образуются ли очереди на кассах, столпотворение на платформах. Это основные проблемы, касающиеся рельсового транспорта.

В сфере авиаперевозок нужно следить за проникновением в служебные/специальные зоны, вести подсчет пассажиров, избегать образования толпы и очередей на пунктах досмотра, на стойках check-in или на таможенном контроле. Для контроля взлетно-посадочной полосы эффективны некоторые классы тепловизоров.

Для автомобильного транспорта прежде всего важна безопасная обстановка внутри конкретного автобуса, грузовика и т.п.

Для транспортной инфраструктуры в целом необходимо наблюдение за скоростью движущихся объектов, контроль выполнения правил дорожного движения, за нарушение которых в Российской Федерации предусмотрены довольно жесткие наказания.

– Какая видеоаналитика востребована на объектах транспорта?
– Технологии постоянно развиваются, приходят новые высококачественные камеры, появляются довольно интересные математические модели и алгоритмы обработки видеоинформации. Доступны новые методы обнаружения очагов пожара и дыма на открытой местности, в больших ангарах или вдоль трасс. Когда не срабатывают датчики пожарной безопасности, система видеонаблюдения дает возможность обнаружить такие очаги.

Еще одна новая технология – это создание аватара искомого объекта. Если при поиске нарушителя мы знаем, что он, например, был в зеленой куртке и синих штанах, у него черные волосы и борода, то можно создать модель, или аватар, и по нему вести поиск человека по видеоархивам.

Именно перечисленные технологии из представленных за последнее время наиболее интересны.

– Какие задачи в области ИТ-инфраструктуры для систем видеонаблюдения возникают на предприятиях транспортной отрасли?
– Существует два вида ИТ-инфраструктуры в системах видеонаблюдения: с централизованным и децентрализованным управлением.

В случае централизованной архитектуры телекамеры передают получаемое видео на серверы. Соответственно, нужны высокоскоростные проводные технологии. Требуется также хорошая вычислительная техника со стороны серверов – видеоаналитика, средства хранения данных и центр управления видеонаблюдением. Таким образом, основные задачи – создание проводной сети, центра обработки данных, центра хранения данных, центра управления, в том числе диспетчерских центров. В случае децентрализованной архитектуры внутри камер находится мощный вычислитель, который выполняет функции хранения, анализа видеоинформации, а вместо проводов используются беспроводные технологии. Поэтому и задачи будут несколько иными, но все сводится к тому, чтобы создавать транспортную сеть, рабочие места, центр управления, диспетчерский центр.

– Какой опыт обеспечения безопасности транспортной инфраструктуры стал для «Астерос» уникальным? Какие практики следует переносить на проекты, связанные с Чемпионатом мира по футболу 2018?
– Отмечу, например, проект по созданию ситуационного центра ОАО «Международный аэропорт Шереметьево». Мы работаем почти во всех направлениях транспортной отрасли: сотрудничаем с аэропортами и метрополитенами, участвуем в автодорожных проектах. Получили прекрасный опыт работы на Олимпийских играх, но Чемпионат мира по футболу 2018 – мероприятие другого типа, потому что команды, персонал и болельщики будут постоянно перемещаться, и появляется необходимость разработки решения, которое способно функционировать в масштабах федерации. Это требует, прежде всего, создания единого центра наблюдения, который дает возможность видеть, что происходит на территории, следить на передвижениями людей и техники.

Наш опыт диктует важность наличия ситуационной осведомленности: системы видеонаблюдения в этом случае не только являются основным поставщиком информации, но и выполняют роль подтверждающего. Оператор системы, посмотрев на полученное видеоизображение, может дать подтверждение, что действительно что-то произошло.

После выявления инцидента мы распознаем его характер (пожар, превышение скорости и т.д.) и идентифицируем это событие, чтобы потом проводить поиск по этим метаданным – выявить место и обстоятельства происшествия. Не стоит забывать и о межведомственном взаимодействии, когда информацией обмениваются организаторы и оргкомитет, а также МВД, МЧС, ФСБ, ФСО России.

И, наконец, нельзя обойтись без инфраструктуры для хранения видеоинформации, создания архивов для хранения согласно требованиям правоохранительных органов.

Все вышеперечисленные технологии и методы необходимо переносить на будущие проекты.

Опубликовано: Video & Vision-2015

Источник: http://www.secuteck.ru/articles2/videonabl/situatsionnaya-osvedomlennost-dlya-transporta

Реклама